Страница обновлена 01.04.2024

МДОУ "Детский сад № 20" город Ростов, Ярославской области

Страница обновлена 01.04.2024
МДОУ "Детский сад № 20" город Ростов, Ярославской области

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА          

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. "Ваш ребенок готовится стать школьником" 

2. Мифы о логопедах и логопедичекой работе

3. Развитие речи детей раннего возраста

4. Бережем психическое здоровье детей

 

Оснащение кабинета учителя-логопеда>>>

: *
: *
: *
Согласен на обработку своих персональных данных

Введите код, указанный на картинке:

Политика в отношении обработки персональных данных

Для чего нужен учитель-логопед в детском саду?

Коррекция нарушений звукопроизношения.

·         Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. 

·         Устранение дефектного произношения.

·         Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

·         Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.

·         Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

·         Оказание консультативной помощи родителям и педагогическому коллективу.

·        


                                   РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?

Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?

Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

• достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

• правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

• были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

• формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

• способность говорить;

• способность понимать сказанное.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.

Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.

Основания для беспокойства: Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7-10 МЕСЯЦЕВ

Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.

Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10-12 МЕСЯЦЕВ

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).

1-3 ГОДА

После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека – девочка, пику – купи, пэха – хлеб.

Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет – я не хочу.

В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я").

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

4-5 ЛЕТ

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

5-6 ЛЕТ

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

• самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

• звуковой формой слов;

• значением слов;

• грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

•     Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

•     Нарушение слоговой структуры слова.

•     Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.

•     Неправильное грамматическое оформления высказывания.

•     Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).

•     Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

•     Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.