Страница обновлена 01.04.2024

МДОУ "Детский сад № 20" город Ростов, Ярославской области

Страница обновлена 01.04.2024
МДОУ "Детский сад № 20" город Ростов, Ярославской области

   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЧКУ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь"

Гиппократ

инструктор по физкультуре МДОУ "Детский сад № 20"

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Школа профилактики – сайт для родителей о детском здоровье Журнал в Торонто для родителей и детей "Вырастай-ка"

                       

Спортивный уголок в детском саду (рекомендации для педагогов)

Рекомендации по содержанию центра физической культуры разработаны на основе серии статей из библиотеки журнала «Дошкольная педагогика» по теме «Предметно – пространственная среда в детском саду» (принципы построения, рекомендации, советы). В свою очередь составитель статей Н.В.Нищева ссылается на книгу Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, М.А.Руновой «Физкультурное и спортивно – игровое оборудование для ДОУ», выпущенное в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

         Так же использована следующая литература:

1.    Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова «Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении».

2.    Составитель В.И.Теленчи Гигиенические основы воспитания детей от3 до 7 лет».

3.    Под редакцией Л.П.Тарасовой «Детский сад – книга для заведующих».

4.    Под редакцией В.М.Изгарышевой «Игрушки и пособия для детского сада».

         На сегодняшний день повышение двигательной активности детей и эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей во многом зависит от рациональной предметно – игровой среды. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Развивающая роль среды заключается в том, что она стимулирует поисковую деятельность. Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, что стимулирует саморазвитие ребенка. В процессе самостоятельного «общения» с окружающими предметами, дети учатся выбирать цель деятельности, исходя из своих намерений. Размышляют о путях и способах выполнения действий. Испытывают массу чувств, связанных с переживанием удовольствия или неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности.

Преодолевая трудности, проявляет упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми. В таких условиях развивается интеллект, нравственно-волевая и эмоциональная сфера личности ребенка, а так же его характер в целом.

         Физкультурно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, мелкой моторики, так и задач гармоничного развития детей.

         Использование разнообразных физкультурных и спортивно – игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

         При отборе физкультурного и спортивно-игрового оборудования нужно руководствоваться следующими принципами:

Ø учитывать функциональное назначение дошкольного учреждения (т.е. для лечебно – профилактической и коррекционной работы с ослабленными и частоболеющими детьми, или имеющими отклонения в развитии ОДА, или для двигательной реабилитации детей-инвалидов, или образовательно–воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа с практически здоровыми детьми);

Ø учитывать возрастные особенности детей группы;

Ø ориентироваться на размеры и наличие помещений (залов, кабинетов, свободных площадок), чтобы не допускать их заграмождение. Если в группе не достаточно места для размещения физкультурного оборудования, то оно может храниться в физкультурном зале и приноситься в группу по мере необходимости. Тогда физкультурный центр должен содержать атрибуты и пособия для режимных двигательных моментов (двигательная разминка, физкультурная минутка или динамическая пауза, побудок после дневного сна, закаливающих процедур, здоровьесберегающих компонентов на не физкультурных занятиях). В таких случаях самостоятельная двигательная деятельность детей осуществляется на прогулке.

Ø обеспечивать  достаточное количество разнообразного по составу и конструктивным особенностям оборудования и инвентаря с целью полного решения задач физического воспитания.

Классификация физкультурного и спортивно-игрового оборудования.

№ п/п

Вид классификации

Характеристика

1.

Соотноситься с разными видами упражнений.

·       для занятий гимнастикой и развития основных движений;

·       для спортивных игр;

·       для спортивных упражнений;

·       игрушки – забавы;

·       атрибуты;

·       аттракционы;

·       тренажеры тренировочно – оздоровительной направленности;

·       настольные спортивные игры.

2.

По степени распространненности.

По степени заданности.

стандартное и нестандартное (пример: батут промышленного производства и батут изготовленный из автопокрышки с натянутой на него кожей);

традиционное и нетрадиционное (пример: серсо обычный и серсо, сделанный своими руками, в виде зайца).

3.

По конструктивным особенностям.

·       целостные конструкции;

·       сборно-разборные конструкции.

4.

По функциональным свойствам.

·       простое (на основе интеллектуально – мышечных усилий);

·       техническое (на основе ветровой, пневматической, механической энергии – велосипед, ветерок, пистолет);

·       наборы, связанные по функциональному признаку или назначению (для профилактики плоскостопия, полосы препятствий);

·       домашние стадионы;

·       защитные и страховочные средства;

·       приборы.

5.

По виду применяемого сырья.

·       деревянные;

·       металлические;

·       резиновые;

·       веревочные;

·       пластмассовые;

·       ткань и бумага;

·       из разных видов или бросового материала.

6.

По месту использования.

·       в спортивном зале;

·       на участке группы;

·       в бассейне;

·       в групповой комнате.

7.

По типу размещения.

·       стационарное (пристенное, подвесное, напольное);

·       переносное.

8.

По размерам.

·       мелкое;

·       крупное.

9.

По возрасту детей.

·       для раннего возраста;

·       для младшего дошкольного возраста;

·       для старшего дошкольного возраста.

10.

Для занятий с детьми, имеющими отклонение в здоровье.

Для групп ЛФК.


Требования техники безопасности.

Чтобы дети в процессе самостоятельной деятельности могли упражняться в различных видах движений, желательно выделить в группе физкультурную зону, где будет размещаться стационарное оборудование (лестница  -стремянка или гимнастическая стенка), а так же физкультурный уголок, где хранятся атрибуты и пособия.

         Для безопасности детей возле лестниц лучше иметь гимнастические маты, а мебель располагать не ближе расстояния равного роста ребенка. Когда дети занимаются на снарядах, воспитатель должен осуществлять страховку.

         Частыми причинами спортивного травматизма являются неисправные или плохо закрепленные снаряды и оборудование. Поэтому воспитателю необходимо систематически (не реже 1 раза в год) проверять надежность крепежей и цельность конструкций. Конструкции из дерева должны быть гладко отшлифованы и покрашены масляной краской или лаком, для удобства обработки, углы и кромки закруглены. Пластмассовые атрибуты должны быть целыми, т.к. лопнувшими легко пораниться. Нельзя заниматься в физкультурном уголке при мокрых полах.

         Еще одна из распространенных причин спортивного травматизма – отсутствие контроля со стороны взрослого. Игры в физкультурной зоне начинаются с разрешения педагога.

         Пособия должны отвечать эстетическим требованиям, привлекать детей формой, окраской, а так же удачным их содержанием.

Крупное, спортивное оборудование (балансиры, набивные мячи и т.д.) и раздаточное (кубики, флажки, мячи) могут приноситься в группу по мере необходимости из спортивного зала.

Так же в физкультурном центре могут содержаться картотеки подвижных и оздоровительных игр, побудок, физ.минуток, дыхательных упражнений, информационные копилки развлечений, программ, схемы и модели выполнения движений.

Для эмоционального окраса физкультурной деятельности детей можно приобрести для физкультурного центра музыкальный центр с подборкой музыки.

 "Спортивный уголок дома"

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

 

Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др. Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные наряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей. Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» – развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.
Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

  • делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
  • избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;
  • позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для взрослых

  1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
  2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
  3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
  4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
  5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
  6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
  7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.

  1. Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.
  2. Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» – «Давай!» – «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» – «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».
  3. Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.
  4. При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
  5. Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.


    Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

Маленькие хитрости.

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.
Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Консультации.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников
Советы нашей семьи
Как подготовить дошкольника к физкультурным занятиям
Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
В здоровом теле - здоровый дух!
Профилактика плоскостопия
О пользе зимних прогулок
Роль родителей в укреплении здоровья детей
Первые шаги к ГТО
Консультации
Профилактика плоскостопия


ВНИМАНИЕ!!! COVID-19
Чем занять детей дома 
Чем заняться дома во время самоизоляции
Игры для всей семьи
Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях